Эффективные решения проблем с недвижимостью!

Упрощенная процедура банкротства, как механизм уклонения от возврата долгов

Ни для кого не секрет, что руководители и собственники юридических лиц для ухода от погашения накопившихся долгов зачастую используют вполне законные методы и схемы. Как показывает действительность одним из самых популярных и безопасных способов с точки зрения наступления в будущем негативных последствий, является ликвидация предприятия через упрощенную процедуру банкротства. Множество юридических компаний открыто предлагают такую услугу обеспечивая клиента полным сопровождением на всех этапах, с предоставлением «правильного» ликвидатора и арбитражного управляющего. Между тем, процедура такой ликвидации представляется многим весьма туманной. На наш взгляд кредиторам полезно было бы понять весь алгоритм реализации такой схемы для принятия соответствующих превентивных мер при обнаружении признаков совершения подобных действий должником.

Как известно, общий порядок признания должника банкротом, установленный Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), состоит из двух основных процедур – наблюдение, конкурсное производство и двух факультативных – финансовое оздоровление, внешнее управление. На практике процедура банкротства может продлиться несколько лет. Затягивание любого процесса ведет к дополнительным временным либо финансовым расходам и банкротство в данном случае не исключение, тем более если речь идет о ликвидации для списания долгов. Очевидно, что должнику признать компанию банкротом и ликвидировать ее с долгами при помощи общей процедуры не рационально. В связи с этим для таких целей, как правило, используют предусмотренный законодательством механизм проведения банкротства по упрощенной процедуре. Нормы, регулирующие указанный механизм, содержатся в главе XI ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и применяются по отношению к ликвидируемому должнику, отсутствующему должнику либо к специализированному обществу или ипотечному агенту. В данной статье рассматривается специфика применения действующего законодательства к ликвидируемому должнику и раскрывается механизм ликвидации компании, в т.ч. имеющую долговые обязательства, через упрощенную процедуру банкротства. Для этого выделим и рассмотрим основные этапы такого механизма, обозначим сроки, проанализируем слабые места для должника.

Ликвидируемый должник – это должник, в отношении которого принято решение о ликвидации (участниками, акционерами и т.п.). Упрощение процедуры банкротства применительно к данному субъекту права проявляется в отсутствии таких процедур, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление. Однако не совсем справедливым будет утверждение, что вся процедура состоит только из конкурсного производства. Проанализировав практику реализации такой схемы ухода от долгов не сложно прийти к выводу, что ей предшествует серьезная подготовка разделенная на несколько этапов.

Первый этап состоит в подготовке должника к ликвидации с помощью банкротства. Пожалуй, это самый важный для должника этап, проведение которого очень сложно отследить кредитору.

Как правило, на подготовительном этапе уточняется размер и состав активов и обязательств компании, круг кредиторов и дебиторов, выявляются возможные риски, в первую очередь, риски привлечения руководителя к субсидиарной ответственности по долгам компании. Для этого проверке подлежит правильность отражения активов в бухгалтерской отчетности, так как все имущество должно быть передано директором конкурсному управляющему. В случае необходимости должником проводятся корректировки в бухгалтерской документации.

После анализа состояния компании разрабатывается план дальнейших мероприятий, распределяются роли, в частности, определяются «дружественные» кредиторы, «правильный» ликвидатор и конкурсный управляющий. Далее должник обычно производит уведомление о предстоящем увольнении и непосредственно само увольнение работников.

Федеральным законом от 29.12.2014 № 482-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» были внесены существенные изменения в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части выбора должником кандидатуры арбитражного управляющего. Так, в силу п. 5 ст. 37 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с 01 июля 2015 г. кандидатура арбитражного управляющего определяется посредством случайного выбора в порядке, установленном регулирующим органом, при опубликовании уведомления об обращении в арбитражный суд с заявлением должника. В связи с этим должник не имеет возможности по своему усмотрению предложить арбитражного управляющего для последующего контроля над процедурой банкротства. Однако кредиторы такие права не утратили.

Для последующего обращения в арбитражный суд с заявлением о банкротстве от имени кредитора необходимо наличие у него решения суда либо судебного приказа, вступившего в законную силу (для решения третейского суда – исполнительного листа), с суммой требований к должнику не менее 300 000 рублей. Размер требований был увеличен втрое вышеуказанным законом о внесении изменений в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

На практике используют несколько вариантов получения оснований для возбуждения процедуры банкротства, которые отличаются в основном оперативностью.

1. Получение решения арбитражного суда, в том числе вынесенного в порядке упрощенного производства.[1] Срок от 2-х до 3-х месяцев.

2. Получение решения суда общей юрисдикции. Срок от 2-х до 3-х месяцев.

3. Получение решения третейского суда, а затем на его основе исполнительного листа в арбитражном суде. Срок до 2-х месяцев.

4. Получение судебного приказа у мирового судьи.[2] Срок до 1-го месяца. Зачастую должники используют именно этот способ, так как он самый быстрый из существующих и приказы не публикуются в открытом доступе, что обеспечивает скрытность информации о наличии долга.

После получения судебного акта о взыскании с должника необходимой суммы в пользу дружественного кредитора, который в дальнейшем станет основанием для обращения в арбитражный суд, можно сказать, что действия по подготовке должника к банкротству завершаются.

Таким образом, на практике длительность первого этапа составляет от одного до трех месяцев. Проблема у должника может возникнуть только в поиске надежного «дружественного» кредитора со вступившим в силу судебным актом (исполнительным листом). При наличии подходящей кандидатуры и использования наиболее быстрого способа получения судебного акта длительность процедуры может занять минимальный отрезок времени в один месяц. При этом кредитору отследить действия по подготовке предприятия к банкротству практически невозможно.

Второй этап – это начало процедуры добровольной ликвидации. На практике этот этап еще более короткий, чем предыдущий. Срок проведения около 2-3-х недель. Иногда должники инициируют ликвидацию во время осуществления первого этапа, но в связи с его непродолжительностью приступают к его осуществлению тогда, когда точно становится известно время получения судебного решения в пользу своего кредитора.   

Первым делом должник оформляет решение о ликвидации. Для обществ с ограниченной ответственностью такое решение принимается всеми участниками общества единогласно. После принятия решения назначается кандидатура ликвидатора либо формируется ликвидационная комиссия. Далее подготавливаются необходимые документы и уведомляется налоговая служба (далее – ИФНС) о ликвидации юридического лица. Подача назначенным ликвидатором уведомления о ликвидации юридического лица в ИФНС осуществляется в течение трех рабочих дней с даты проведения собрания участников, на котором принято решение о ликвидации. ИФНС в свою очередь в течение 5-ти рабочих дней вносит в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Ликвидатор с этого момента выступает в качестве лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, директор утрачивает подобный статус.

Информация о ликвидации должника доводится до всеобщего сведения путем размещения публикации соответствующего содержания в Вестнике государственной регистрации. Вместе с информацией о ликвидации сообщается и о сроке заявления кредиторами своих требований, который должен составлять не менее двух месяцев с момента опубликования материала.[3] Ликвидатор также должен уведомить о ликвидации юридического лица известных ему кредиторов, в том числе ИФНС, где общество состоит на налоговом учете.

На этом второй этап завершается. Однако следует обратить внимание на возможные негативные последствия данных мероприятий, которые может использовать добросовестный кредитор. Последствием начала процесса упрощенного банкротства может стать выездная налоговая проверка. Дело в том, что в соответствии с п. 11 ст. 89 Налогового кодекса РФ с момента получения налоговой инспекцией уведомления о ликвидации компании сотрудники ИФНС получают право провести выездную налоговую проверку. Как правило, это право они не оставляют без внимания. Объясняется это тем, что во внутренних инструкциях налоговых органов присутствует положение следующего содержания: «Структурное подразделение налогового органа, отвечающее за регистрацию и учет налогоплательщиков, не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения в ЕГРЮЛ записи о принятии решения о ликвидации юридического лица …  направляет в соответствующие отделы данного налогового органа (отдел по работе с налогоплательщиками, отдел камеральных проверок, отдел выездных налоговых проверок, отдел, ответственный за подготовку планов выездных налоговых проверок налогоплательщиков, отдел урегулирования задолженности, отдел учета и отчетности, и при необходимости в иные заинтересованные отделы) служебную записку с указанием сведений о принятии решения о ликвидации для осуществления контрольных мероприятий в отношении ликвидируемой организации в установленном внутриведомственным актом порядке».[4] Такая выездная проверка может быть проведена независимо от того, сколько аналогичных проверок было проведено в течение текущего календарного года, к тому же проводятся они зачастую по всем налогам. При этом налоговики вправе проверить исчисление налогов за три календарных года, предшествующих году ликвидации. С марта 2015 года в законе закреплено право налоговой не производить государственную регистрацию ликвидации юридического лица до окончания выездной налоговой проверки, оформления и вступления в силу ее результатов.[5]

Однако должники не особо опасаются таких налоговых проверок, так как добровольная ликвидация, лишь успев начаться, переходит в следующую стадию – введение конкурсного производства по упрощенной процедуре ликвидируемого должника по инициативе кредитора.

После публикации сообщения о ликвидации «дружественный» кредитор, в пользу которого ранее был получен судебный акт о взыскании задолженности, подает в арбитражный суд по месту нахождения должника заявление о признании его банкротом и об открытии конкурсного производства. При этом в заявлении кредитор указывает кандидатуру фактически выбранного должником конкурсного управляющего. Для должника важно добиться применения норм законодательства, предусматривающих проведение упрощенной процедуры банкротства ликвидируемого должника. В течение 1-го месяца после подачи заявления суд назначает судебное заседание по проверке обоснованности требований кредитора. С момента вынесения определения о назначении такого заседания, согласно закону, запущенная процедура ликвидации прекращается, о чем ликвидатор должен уведомить всех известных ему кредиторов.

При введении конкурсного производства по упрощенной процедуре суды зачастую ссылаются на абз. 2 п. 62 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 № 29  «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», согласно которому если в заседании арбитражного суда по проверке обоснованности требований заявителя к должнику установлено, что во исполнение решения суда учредителями (участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами, образована ликвидационная комиссия и стоимость имущества должника недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то к такому должнику судом применяется процедура банкротства ликвидируемого должника в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы XI ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». При этом подтверждения факта недостаточности имущества должника для удовлетворения требований кредиторов суды в подавляющем большинстве случаев не требуют, т.к. право заявителя-кредитора на возбуждение дела о банкротстве должника не обусловлено его обязанностью доказывать данное обстоятельство. Из судебной практики следует, что если должником уже создана ликвидационная комиссия, то дело о банкротстве рассматривается по правилам о банкротстве ликвидируемого должника, а если еще не создана - то по общим правилам.[6]

Теперь несколько слов о слабых для должника местах на третьем этапе. Главный риск состоит в том, что обратиться с заявлением о банкротстве может не «дружественный» кредитор, а другой, например, тот который заподозрил недобросовестные действия должника и имеющий исполнительный лист о взыскании. В этом случае, такой кредитор, обратившись в суд с заявлением о банкротстве раньше, вправе сам предлагать кандидатуру конкурсного управляющего. На практике, если процедуру конкурсного производства проводит сторонний арбитражный управляющий, то руководство должника очень сильно рискует быть привлеченным к субсидиарной ответственности, а законность сделок, заключенных должником за последние три года, будут поставлены под сомнение. Должники обычно предварительно анализируют наличие такого риска на этапе подготовки, путем анализа наличия/отсутствия судебных дел. Для исключения такой ситуации заявление о банкротстве подается незамедлительно после публикации сведений о ликвидации. В связи с этим добросовестным кредиторам необходимо проявлять особое внимание к своим должникам и в случае появления информации о их ликвидации, в срочном порядке инициировать подачу заявления о банкротстве.

Четвертый этап – это непосредственно конкурсное производство. По итогам судебного заседания по проверке обоснованности требований «дружественного» кредитора суд вводит конкурсное производство сроком на шесть месяцев, назначает предложенную кредитором, а фактически должником, кандидатуру конкурсного управляющего.

Далее руководитель должника или ликвидатор передает конкурсному управляющему в течение трех дней всю документацию общества, а также все материальные ценности, печать организации. Неисполнение вышеуказанной обязанности зачастую становится причиной привлечения бывшего руководителя к субсидиарной ответственности по долгам общества. Отказ в передаче конкурсному управляющему имущества, которое фигурирует в бухгалтерской отчетности, расценивается как ее искажение, и влечет аналогичные последствия. В том числе и по этой причине должнику важно иметь «дружественного» конкурсного управляющего.

На конкурсного управляющего возлагается обязанность опубликовать сообщение о признании общества банкротом. После публикации такой информации у кредиторов, в том числе ИФНС, есть два месяца на подачу в суд заявления о включении их требований в реестр требований кредиторов. В случае оперативности ИФНС, в реестр могут быть включены также требования об уплате налогов, которые будут начислены по итогам выездной проверки, проводимой в связи с ликвидацией. Следует отметить, что на практике после возбуждения дела о банкротстве, ИФНС теряет интерес к должнику в части проведения проверки, и налоговая инспекция ограничивается включением в реестр с требованиями об уплате налогов, которые существовали ранее.

Помимо публикации сообщения о признании банкротом, конкурсный управляющий проводит инвентаризацию активов компании, в том числе, дебиторской задолженности, финансовых вложений. Особое внимание должники уделяют совпадению данных инвентаризации и бухгалтерского баланса, который сдавался при директоре. В случае их расхождения данный факт обосновывается, в целях исключения риска привлечения директора к субсидиарной ответственности по долгам компании.

Как уже стало ясно из сказанного выше, главный риск данного этапа для должника – это привлечение директора к субсидиарной ответственности по долгам компании.  Такое заявление вправе подать, помимо арбитражного управляющего, любой кредитор. Однако, как показывает многочисленная практика, успешно с этим может справиться именно конкурсный управляющий. Привлекать бывших руководителей и контролирующих должника лиц к имущественной ответственности – его обязанность. В связи с этим главной задачей должника становится исключение разного рода оснований для привлечения руководителя к субсидиарной ответственности, о чем заботятся на первом подготовительном этапе. Необходимо учитывать, что с целью исключения подачи заявления о привлечении к субсидиарной ответственности со стороны добросовестного кредитора, конкурсным управляющим может быть подано «техническое» заявление о привлечении бывшего директора к такой ответственности не имеющего перспективы удовлетворения. В целях пресечения ухода от ответственности кредиторы должны уделить пристальное внимание к рассмотрению такого заявления, т.к. второго раза может не быть.

Завершение конкурсного производства является окончательной точкой во всей процедуре упрощенного банкротства. В случае отсутствия имущества конкурсное производство может завершиться через шесть месяцев, компания исключается из ЕГРЮЛ, долги считаются погашенными.

Таким образом, длительность всех этапов ликвидации через упрощенное банкротство может составить от восьми до двенадцати месяцев, что сопоставимо с длительностью добровольной ликвидации без банкротства (с учетом времени проведения выездной налоговой проверки). Как уже было указано выше, внесение сведений в ЕГРЮЛ о ликвидации должника является основанием для погашения всех задолженностей и прекращения всех обязательств. Для должников, как правило, такой способ ухода от долгов безопаснее альтернативных методов, например, в виде реорганизации, продажи компании и т.п. Следует отметить, что ликвидация имеет большую востребованность среди недобросовестных должников, а количество юристов, предлагающих такую услугу увеличивается с каждым днем. В связи с этим рекомендуем потенциальным кредиторам более тщательно подходить к проверке контрагентов при начале осуществления коммерческих отношений, а в случае выявления каких-либо из вышеуказанных признаков принимать соответствующие превентивные меры.



[1] по основаниям, предусмотренным п.1 ч. 1 ст. 227 АПК РФ, а также п.1 ч.2 ст. 227 АПК РФ.

[2] по основаниям, предусмотренным ст. 122 ГПК РФ.

[3] ст. 63 ГК РФ.

[4] п. 2.1 Методических указаний для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией (Приказ ФНС РФ от 25.04.2006 № САЭ-3-09/257@).

[5] Федеральный закон от 30 марта 2015 г. № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

[6] Определение ВАС РФ от 13.12.2012 № ВАС-15935/12 по делу № А32-40375/2011-27/677-Б; Определение ВАС РФ от 16.04.2012 № ВАС-3910/12 по делу № А56-70903/2010; Постановление ФАС Уральского округа от 04.06.2014 № Ф09-1770/14 по делу № А60-41777/2013; Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.07.2014 г. № Ф06-6426/13 по делу № А12-24436/2013

 

Литература:

  1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ;
  2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 95-ФЗ;
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ;
  4. Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
  5. Федеральный закон от 29.12.2014 г. № 482-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;
  6. Федеральный закон от 30 марта 2015 г. № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
  7. Приказ ФНС РФ от 25.04.2006 г. № САЭ-3-09/257@;
  8. Определение ВАС РФ от 13.12.2012 г. № ВАС-15935/12 по делу № А32-40375/2011-27/677-Б;
  9. Определение ВАС РФ от 16.04.2012 г. № ВАС-3910/12 по делу № А56-70903/2010;
  10.  Постановление ФАС Уральского округа от 04.06.2014 г. № Ф09-1770/14 по делу № А60-41777/2013;
  11.  Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.07.2014 г. № Ф06-6426/13 по делу № А12-24436/2013;
  12.  Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015 г. № 11АП-3984/2015 по делу № А55-2945/2015.
  13. Петров Д.А. Банкротство ликвидируемого должника // Журнал “Юрист”, № 3, 2003 г.
  14. Наумова Е.В. Практика применения норм о несостоятельности (банкротстве) // “Безопасность бизнеса” № 3. 2011 г.