Закон предписывает наемному гендиру добросовестно и разумно действовать в интересах организации, принимать экономически обоснованные решения. В условиях пандемии и паники начальнику, как никогда, важны эти предписания. В противном случае придется нести ответственность: учредители вправе взыскать с руководителя убытки через суд. Если фирму признают банкротом, деньги придется отдавать в рамках дела о банкротстве.
1. Обязательства, которые компания не в состоянии выполнить
Здесь выделяем, как минимум, две ситуации.
Первая. Период пандемии застал руководителей врасплох. Денег на счетах недостаточно даже для покрытия текущих расходов. Директор берет кредит в банке для выполнения оперативных обязательств. И как раз это решение удержать фирму на плаву может обернуться против гендира.
Руководитель должен учитывать информацию о прибыльности за предыдущий отчетный период, о текущих прибылях, а также о прогнозируемой выручке. Если все эти факторы вместе ставят под сомнение платежеспособность компании, то штрафные санкции банка за просрочку платежей взыщут именно с директора, который не учел информацию о финпоказателях.
Вторая ситуация. Гендир заключает договоры, которые фирма не в состоянии выполнить в будущем. Речь о соглашениях, которые характерны для хозяйственной деятельности. В этом случае с руководителя потребуют возместить, например, неустойку за просрочку сдачи работ.
И в первой, и во второй ситуациях начальник берет на компанию обязательства, которые фирме затруднительно или просто невозможно исполнить, не нарушив условий договора. Оба случая объединяет ключевое основание для взыскания убытков с директора – он принял решение без учета известной ему и в то же время значимой информации (пп. 1 п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица»).
Директор обязан понимать: процессы в период пандемии отстают от привычных мощностей. Например, если производство связано с поставками сырья из-за границы, то сроки изготовления продукции сдвинутся на неопределенный срок. Как правило, в договорах прописаны сроки, и нарушение, в том числе по вине третьих лиц, не освобождает компанию от возмещения имущественных санкций за ненадлежащее исполнение обязательств.
2. Удаленка не освобождает от процедуры проверки сделок
Многие организации имеют собственный алгоритм согласования условий предстоящей сделки. Прежде чем договор попадет к гендиру на подпись, его, как правило, вычитывают юристы, бухгалтеры. Речь о внутриорганизационных процессах, а не об установленной законом процедуре согласования крупных договоров или сделок с заинтересованностью.
Сложность или невозможность соблюсти процедуру внутренней проверки в случае ее последующей убыточности для организации обернется убытками для директора лично (пп. 3 п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица»).
3. Гендир компании во время пандемии должен контролировать своих представителей, контрагентов и работников
Эпидемия коронавируса – это период повышенного внимания к администрированию. За бесконтрольные ошибки сотрудников все убытки взыщут с их же руководителя. Основание для взыскания потребует от судьи пристального изучения внутрикорпоративных документов и должностных инструкций. Кроме того, арбитражный суд будет учитывать, были ли действия директора направлены на уход от ответственности путем привлечения третьих лиц (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица»).
4. Коронавирус – не повод заключать невыгодные договоры
В случае если компания оказывает какие-либо услуги или выполняет работы по определенным ценам, то заключение договора с суммами, которые существенно отличаются от обычных для данной организации, послужит поводом для взыскания убытков с директора (пп. 5 п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица»).
Стоимость товара, работы и услуги основана на множестве факторов: аренда помещения, оплата труда сотрудников, стоимость сырья, доставки и т. д. Если цены, которые формируют стоимость продукта, остаются на прежнем уровне, то оснований для снижения или повышения цены нет. И разницу между ценой в новом и старом договорах взыщут с руководителя.
Невыгодность сделки оценивают на момент ее совершения, поэтому размер убытков зависит от конъюнктуры рынка в период пандемии.
Также собственники компании могут заподозрить директора в коммерческом подкупе и попытках личного обогащения. Для того чтобы снять вопросы по изменению цен, руководителю лучше сформировать собственный аналитический отчет, отражающий изменения у конкурентов – со ссылками. В идеале – подкрепить решение отчетом оценочной фирмы о состоянии рынка.
5. Невзысканная дебиторская задолженность
Несмотря на закрытие судов, директор по-прежнему вправе предъявлять требования контрагентам во внесудебном порядке, а уже потом обращаться в суд. Невозможность возместить имущественные потери не является поводом не предъявлять требования (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.11.2019 № Ф09-1224/18 по делу № А60-49376/2015; Определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2020 № 309-ЭС18-24602(3) по делу № А60-49376/2015).
То есть платежеспособность недобросовестного контрагента до, в период и после пандемии не должна остановить директора от предъявления требований. Невзысканную вовремя дебиторку потребуют с руководителя, если он, к примеру, пропустит сроки исковой давности.
6. Директор обязан публично сообщать о признаках банкротства
В Законе о банкротстве указаны два нюанса, которые указывают на потенциальное банкротство. О них-то и стоит помнить гендиру, анализируя финансовое состояние организации. Это наличие долга перед кредиторами больше 300 тыс руб. и невозможность его погашения более трех месяцев при отсутствии имущества.
Если директор увидел признаки в совокупности, то должен в течение месяца сообщить об этом кредиторам через федеральный ресурс. Через 15 дней после публикации руководителю нужно обратиться арбитражный суд с заявлением о банкротстве.
В случае невыполнения этой обязанности во время процедуры банкротства гендира привлекут к субсидиарной ответственности по всем непогашенным долгам компании. Если денег у организации недостаточно даже для финансирования банкротства, то с директора, который вовремя не обратился в суд, взыщут убытки, причиненные кредиторам даже без дела о банкротстве.
Основные выводы
Во всех вышеперечисленных основаниях для взысканий с наемного гендира главное, чтобы его действия не выходили за пределы обычного предпринимательского риска. Сумма взыскания не имеет низшего и высшего пределов. Она определяется исходя из обстоятельств дела. Как правило, размер сопоставим с суммой убытков, причиненных гендиром конкретным правонарушением. Если же руководителя привлекают к субсидиарной ответственности в рамках дела о банкротстве, то размер взысканий с директора равен всем непогашенным долгам предприятия.
Помните: указание на ограничение ответственности гендира в трудовом договоре, должностной инструкции или иных локальных нормативных актах компании не имеет юридической силы в суде в случае взыскания с него убытков в силу прямого указания закона, закрепляющего недопустимость ограничения ответственности директора (п. 5 ст. 53.1 ГК РФ).