Контрагенты для предприятия – это его микромир. Предприятие сотрудничает с поставщиком, рассчитывая на быструю и бесперебойную поставку. Делегирует работу подрядчику, ожидая качественного выполнения работ и сохранности своей репутации. Заключает договор с клиентом, надеясь на длительное выгодное сотрудничество. Почему предприятия оказываются в убытках, грязнут в судах, которые тянут за собой подрыв репутации и уход клиентов? На каком этапе сотрудничества предприятия с контрагентами чаще всего допускаются роковые ошибки?
Как вы ищите контрагента?
Рассмотрим популярные способы начать сотрудничество.
Рекомендации коллег, если речь идет о поиске поставщика или подрядчика. Да, это надежный способ. Но зачастую руководитель слишком доверяет рекомендациям, забывая, что успешное в прошлом сотрудничество коллеги не гарантирует ему того же. Ведь у контрагента в любой момент могут вскрыться давно текущие финансовые или штатные проблемы, может получить дорогостоящий иск, начаться процедура банкротства. И тогда повторить успешный опыт сотрудничества не получится. Поэтому здесь должна работать старая рекомендация: доверяй, но проверяй.
Еще один популярный способ поиска, например, контрагента-поставщика — в интернете. Психологически комфортно работать с теми, кто занимает первые строчки на первых страницах поиска. Ведь это говорит о популярности и востребованности компании. Но и этому не стоит доверять.
Чтобы попасться на глаза заинтересованному лицу в интернете, необязательно быть добросовестным и востребованным игроком на рынке. Можно влить бюджет в контекстную рекламу или открыть таргетированную охоту. И вот, отличить рекламу от знака судьбы становится сложнее. Мое мнение по этому вопросу основано на профессиональной практике: востребованные игроки не вливают больших бюджетов в рекламу. Они самодостаточны и переходят «из рук в руки» рекомендателей.
Еще один способ начать сотрудничество, например, с клиентом — это обрадоваться заказу и заключить договор без проверки. Но ведь попадаются и сложные клиенты, которые годами «пьют кровь», не платят по счетам, «профессионально» судятся. Здесь пересекаются особенности характера и потребительский экстремизм, который сразу не распознать. Поэтому в отношении клиента также надо проверять финансовую и репутационную состоятельность.
В практике коллег был случай. Обратился клиент с просьбой взыскать с оппонента 6 миллионов по неисполненному договору поставки. Благодаря стратегии переговоров, вышли на мировое еще на досудебном этапе. Клиент был счастлив, что не пришлось тратить время и деньги на суды. Только вот оплату по мировому соглашению получить было крайне сложно. Мишуры на компании-оппоненте было много, но при этом был вал исков к должнику на Кадарбитре. Надо было привязывать к долгу лично руководство.
А вот ситуация по недобросовестным подрядчикам. Заказчик вносит аванс, исполнитель не спешит приступать к работам, а потом и вовсе пропадает. Кажется, с такой историей сталкивался каждый предприниматель. Такая ситуация невозможна при тщательной проверке контрагента.
Вывод напрашивается такой: любой способ выхода на контрагента хорош, если это сопровождается добросовестной и доскональной проверкой.
Проверяем, а потом доверяем.
Сейчас о проверке контрагента знают многие предприниматели или руководители. О важности этого процесса гласят сайты государственных органов, предупреждают коммерческие банки, настаивают юристы-судебники, подтверждая мнение печальной судебной практикой.
В последние два года выросли запросы в отношении проверки подрядчиков и поставщиков, бизнес стал осторожнее. То ли предприниматели поняли, что «доверие» без договора не существует, то ли нестабильное время диктует условия. Но, несмотря на это, профильного юриста-судебника для проверки контрагента до сих пор привлекают редко. Генеральные директора предпочитают самостоятельно «пробивать» выборочные моменты в открытых источниках, или же пользуются услугами специальных баз-агрегаторов*.
Проверка клиента вообще не оценивается по достоинству. А многие не подозревают о том, что клиента надо проверять. Потенциальному клиенту чаще радуются, забывая убедится в благонадежности и платежеспособности. А потом мы слышим очередную историю, что у клиента наступило «сложное время» и заплатит за оказанные услуги попозже.
Я обозначил три причины возникновения проблем с контрагентами:
1. Изначальное отсутствие какой-либо проверки. Руководитель может недооценивать ее важность. Контрагента могли порекомендовать и тогда проверка кажется излишней.
2. Проведение поверхностной самостоятельной проверки. Так часто бывает, когда контрагента проверяют только по основным, якобы важным моментам. Например, гендиректор слышал, что важно проверить компанию на «однодневность» и банкротство. А ведь это такая малость. При глубоком подходе надо проверить около 17 моментов.
3. Проведение проверки лицом, которое не в состоянии проанализировать полученную информацию. Часто бывает, когда штатный юрист или бухгалтер на предприятии на первый взгляд «глубоко копают», но ввиду отсутствия судебного опыта не могут свести воедино актуальные сведения и потенциальные риски, а затем сделать правильные выводы.
Часто складываются ситуации, когда проверка контрагента прямо не указывает на недобросовестность: не найдено миллионных исков, документы кажутся в порядке. Но по совокупности моментов юристу будет понятно, что некоторые нюансы через год выльются в проблему.
Докапываемся до истины.
Итак, мы решили, что проверять надо всех: и поставщиков, и субподрядчиков, и клиентов. Проверка включает в себя 2 этапа.
Этап 1. Начинаем с открытых источников:
1. Запросить выписку из ЕГРЮЛ. Это основной документ компании, в котором отражаются все необходимые сведения и изменения, которые могут насторожить перед заключением сделки. Главное правильно их прочитать и сделать выводы.
2. Проверить добросовестность контрагента с помощью официальных онлайн сервисов ФНС РФ:
— получить краткие сведения из ЕГРЮЛ в режиме онлайн*;
— скачать краткое досье на компанию, которое составляет налоговая служба*;
— изучить бухгалтерскую отчетность*;
— проверить, не представлены ли контрагентом документы для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы или сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, не принято ли в отношении контрагента решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ как недействующего предпринимателя;
— удостовериться, что в отношении контрагента не принято опубликованное в Вестнике государственной регистрации* решение о ликвидации, реорганизации, об уменьшении уставного капитала, приобретении обществом с ограниченной ответственностью 20% уставного капитала другого общества и т. д.;
— проверить наличие у контрагента задолженности по уплате налогов*;
— подтвердить, что в состав исполнительных органов организации-контрагента не входят дисквалифицированные лица*;
— выяснить, не является ли адрес государственной регистрации контрагента адресом «массовой регистрации»*;
— проверить отсутствие учредителя или руководителя организации в реестре лиц, факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке*;
— проверить наличие судебных споров между контрагентом и третьими лицами*. При их наличии обратить внимание на суть споров и сумму заявленных требований;
— проверить наличие споров в суде общей юрисдикции по месту нахождения контрагента;
— с помощью банка данных исполнительных производств* проверить наличие непогашенных задолженностей перед третьими лицами и/или государственными органами;
— проверить возможные признаки неплатежеспособности контрагента на Федресурсе*. Узнать, находится ли контрагент на какой-либо стадии банкротства, увидеть намерение других лиц обратиться с заявлением о признании должника банкротом;
— проверить наличие лицензии, если ее наличие обязательно для осуществляемой контрагентом деятельности. Данные о наличии лицензии указаны в реестре лицензий на сайте соответствующего лицензирующего органа.
Этап 2. Завершаем проверку общением с самим контрагентом.
Запрашиваем копии основных документов. Для ЮЛ и ИП список документов различен:
Для компаний:
1. Устав. Если вы его запросите, то в дальнейшем не сможете ссылаться на то, что не знали об отсутствии или ограничении полномочий.
2. Свидетельство о постановке на налоговый учет (ИНН)
3. Свидетельство о присвоении основного государственного регистрационного номера (ОГРН)
4. Решение или протокол о назначении генерального директора.
Для индивидуальных предпринимателей:
1. Свидетельство о присвоении основного государственного номера индивидуального предпринимателя (ОГРНИП) или лист для записи сведений в реестры (с 2017 г.)
Важно!
Если сделка планируется крупная*, необходимо проверить порядок заключения такой сделки и возможность ее заключения уставными документами контрагента.
Если со стороны контрагента выступает лицо, действующее по нотариальной доверенности, надо запросить данные доверенности и проверить ее актуальность.
Заботимся о безопасности предприятия без лишних хлопот.
Как мы видим, процесс проверки объемный и глубокий. Генеральный директор должен осознавать, что поверхностная проверка или снисхождение к настораживающей информации могут создать предприятию большие проблемы. Задача директора обеспечить предприятие специалистом, который будет знать, что именно надо проверить и как эту информацию трактовать.
Для облегчения процедуры проверки созданы сервисы-агрегаторы, объединяющие в себе многочисленные государственные онлайн площадки, указанные выше. Это удобно — проверять информацию быстро и в одном месте. Но у них есть три серьезных недостатка: информация стекается с задержкой; стоимость обслуживания платформы доходит от 6 до 70 тысяч рублей в год; полученную информацию придется трактовать самостоятельно.
Поэтому, если предприятием принимается решение о большом контракте, лучше разово делегировать проверку и анализ полученной информации профильному юристу, например, судебнику, аудитору или финансовому аналитику.
Важно, чтобы проверка контрагента действительно была глубокой. Проверять поверхностно смысла нет, это изображение бурной деятельности и трата времени. Если генеральный директор не готов погружаться в правовую часть, лучше это доверить штатному юристу, убедившись, что у них с руководством одинаковое понимание «глубины» проверки.
Делаем выводы в свою пользу.
Итак, мы разобрались, что на успешность сотрудничества влияют как официальные данные контрагента, так и те данные, которые о нем можно выяснить дополнительно. Мы признались себе, что советы коллег и вырванная из интернета информация не могут трактоваться как заведомо-положительная информация. Также, относясь с уважением к штатным сотрудникам предприятия, выяснили, что не все они обладают навыками юриста, а потому делегировать им проверку контрагента не оправдано.
Таким образом можно сделать вывод, что причины проблем предприятий кроются именно в первичном этапе ненадлежащей проверки тех, от кого — зависит успешность его функционирования. Ведь, не получив вовремя оплату по договору, предприятие будет испытывать сложности с выполнением обязательств, которые основаны на финансовых вливаниях контрагентов. Это может привести и к взысканию убытков лично с генерального директора за потери предприятия, и к его субсидиарной ответственности, и к банкротству. А судебные тяжбы портят репутацию предприятия и высасывают средства из бюджета.